Почему украинские бренды одежды проигрывают на внутреннем рынке

Парадокс по-украински: отечественные производители одежды умеют настолько качественно шить, что имеют постоянные заказы от ведущих мировых брендов. Но пока местные фабрики одевают иностранцев, большинство украинцев носит дешевую китайскую, турецкую и польскую одежду. Почему – узнавали журналисты «Сегодня» в сюжете новой рубрики «Сделано у нас».

В Италии, например, существует несколько фабрик, которые не имеют собственных брендов – они шьют одежду, на которой лейбы только с надписью «Made in Italy» и флагом страны. Такие вещи – недорогие и популяризируют общую моду в государстве. Продают их в небольших магазинчиках по всей стране.

При этом украинские швейные фабрики или в упадке, или же работают на экспорт. Ткань и лекала получают из-за рубежа – и они стоят дороже труда. Стоимость пошива одежды в Украине уже четыре раза ниже, чем в Китае. Но собственного народного бренда в Украине пока нет, потому что национальный производитель не выдерживает конкуренции с черным импортом.

«Мы не можем конкурировать по цене. Как не снижай издержки производства – не получается, потому что приблизительно 10-15% разницы между привозом со всей логистикой серой контрабанды и продукции, которая произведена с уплатой всех налогов внутри страны», – объяснил президент Всеукраинского объединения работодателей легкой промышленности Александр Соколовский.

Все потому, что система налогообложения слишком сложная, говорят производители. А государство поддержку только декларирует, облагая новыми сборами и душа проверками. Помогло бы, если бы оборудование для обновления производства ввозили без уплаты НДС, как во многих странах – но и этого нет.

Дизайнер Виктория Самыкина производит одежду только 3 года. У нее есть собственный шоу-рум в столице, но она хочет выйти на общегосударственный масштаб. Говорит: в Украине не хватает качественных недорогих тканей.

«Маленький выбор тканей. То есть хочется больше каких-то прикольных принтов или других цветов. Все очень такое скуповатое, то есть вроде только для постельного белья», – отметила дизайнер.

А известный отечественный бренд, который продает одежду у нас, в Литве и в Канаде, расширяться в Украине не планирует, сетуя на риски.

«Это очень большой риск. Потому что нестабильность экономики, потому что мы, засыпая сегодня, не знаем, с каким курсом валют мы проснемся завтра, насколько у нас изменится инфляция, насколько у нас обесценятся зарплаты наших украинцев, насколько снизится покупательная способность. И вообще какая себестоимость будет завтра у нашего продукта», – рассказала основательница украинского бренда трикотажа Татьяна Абрамова.