Электрификация России

Первая крупная стройка, на которую я попал после окончания института, была Сталинградская ГРЭС. Помню такой факт.

Стою в деканате перед деканом (это был известный профессор, активный деятель Комиссии ГОЭЛРО Борис Иванович Угримов).

Настроение у меня бодрое (только что защитил диплом), полон энергии и желания приложить своп знания и свой еще небольшой тогда опыт на строительстве электростанций (будучи студентом-дипломником работал в Главэлектро инженером).

А Борис Иванович спрашивает меня: — Не хотели бы вы, Грошев, остаться у нас в аспирантуре? Увидев мой протестующий жест, он удивленно спросил: — Почему?!

Нет, я не хотел оставаться в аспирантуре. Мы, четверо выпускников электропромышленного факультета: Е. А. Спицын, М. Ю. Шульгин, А. И. Сазонов и я — твердо решили — поедем на строительство СталГРЭС.

Слишком велико было желание строить электростанцию своими руками, принимать личное участие в деле электрификации страны.

Это был 1929 г., когда вовсю разворачивалось строительство тепловых электростанций, таких как Днепродзержинская, Воронежская, Новокузнецкая, Магнитогорская, Средне-Уральская и др. Это было время накопления опыта в проектировании и монтаже, причем собственного опыта. Появились свои кадры, свои специалисты.

Характерно, что на СталГРЭС нас, молодых специалистов, было больше, чем нужно.

Но с целью учебы, приобретения опыта управление строительства шло на некоторые издержки.

И вот мы — на месте будущей электростанции, пока еще на пустом месте, в 30 км от Сталинграда, в районе деревни Бекетовка.

Начальник строительства Семен Захарович Ермап принял нас очень хорошо.

— Пожалуйста, размещайтесь, устраивайтесь. Он позаботился, чтобы нам предоставили по комнате в деревянном доме, чтобы нам готовили еду. До начала монтажных работ нам несколько месяцев пришлось поработать в инженерно-техническом отделе.