Энергопоезда в военное время

Определить главное направление в развитии отечественной энергетики нужно было именно з период восстановления, когда по существу возрождалась энергетика европейской части страны. Заводы энергетического машиностроения, побывавшие в руках немцев и сильно разрушенные, нужно было в процессе восстановления ориентировать на создание новых типов оборудования. Решение этой проблемы обещало огромное и прогрессивное продвижение энергетики в части тепловой экономичности, но вызывало огромную сумму вопросов по разработке новых конструкций оборудования, созданию и применению новых марок сталей, освоению нового производства, монтажа и эксплуатации агрегатов, переоснащению заводов энергетического машиностроения.

Кругом огромные разрушения, надо найти пути скорейшей подачи электроэнергии. Не химера ли все эти желания и скачки на новые параметры?

Так думали многие. Наиболее трудным, конечно, было производство турбин высокого давления и питательных насосов.

В разгар войны конструкторские бюро заводов энергетического машиностроения, эвакуированные на Урал, уже занялись разработкой нового оборудования для послевоенного будущего.

Наиболее подготовленным и ведущим в области турбин и насосов был Ленинградский металлический завод, конструкторское бюро паровых турбин которого было размещено в г. Верхняя Салда.

Сюда выехали в основном старейшие инженеры завода, великолепно знавшие свое дело и работавшие под руководством крупного специалиста по паровым турбинам М. О. Гринберга.

Как-то приехав в Верхнюю Салду, я слушал, с каким увлечением говорят о своей работе эти люди, жившие в тяжелых бытовых условиях. Они рассказали мне, что уже проведены большие работы по конструированию серии новых паровых турбин высокого давления с очень большой степенью унификации деталей и узлов.

Это было новым, крупным успехом для воссоздания паро-турбостроения и обещало большие возможности по ускорению производства крупных серий агрегатов. Мне еще тогда подумалось — нужна большая вера в нашу победу, чтобы так работать.