Известия из Москвы

Воздух упруго покачнулся от мощного взрыва, метнулись к небу черные облака и фонтаны воды. Перемычка взорвана! Просвистели последние, высоко залетевшие камин, рассеялась пыль.

Стало видно, как вода, хлынув в пробоину, растекается многими ручейками по дну котлована. Шагающие экскаваторы осторожно двинулись по перемычке к месту взрыва — помогать воде расширять проход.

Настало время перекрывать Иртыш в створе ГЭС. Мы снова критически пересмотрели существующий опыт применительно к новым условиям. На нашей стройке главной транспортной силой являлись дизельные автомобили-самосвалы грузоподъемностью 10 и 25 т. Наплавной мост под эти машины получался очень тяжелым и дорогим, изготовление и наводка его заняли бы много времени.

Снять самосвалы с работы по отсыпке банкета было нельзя: это привело бы к потере времени и могло затянуть отсыпку до зимы, когда с появлением в потоке шуги возникнут большие затруднения.

И снова на выручку пришла рабочая смекалка.

На строительстве было много крупных камней весом до 20 с лишним тонн. Молодой экскаваторщик-машинист П. И. Токарев еще раньше придумал способ погрузки таких камней на автомобили трехкубовым ковшом экскаватора, без применения каких — 1 либо особых приспособлений.

Поэтому мы решили перекрывать Иртыш посредством отсыпки прямо в реку с берега, без, наводки моста.

Петр Иванович Токарев работал у нас уже три года и за это время отлично овладел искусством управления крупными экскаваторами. Он работал ковшом так, будто это не часть огромной машины, а его собственная рука.

Когда Токарев сидел за рычагами управления, трудно было отделаться от впечатления, что экскаватор — это живое и разумное существо. К перекрытию приступили 7 октября.

Самосвалы начали отсыпать поперек реки дамбу из крупного камня, постепенно подвигаясь по направлению к левому берегу и «зажимая» реку.

Вскоре Иртыш превратился здесь в бушующий поток с перепадом почти в 2 м. С напорной стороны поднялся уровень воды. Большая часть реки пошла через плотину.

Самосвалы, лязгая металлическими бортами, продолжали валить камень. Отсыпка банкета продолжалась днем и ночью.