Непрерывная бомбежка

При обстреле в баки масляных выключателей попадали пули или осколки снарядов, масло вытекало. Но персонал не отключал оборудования, зная, что прекратить подачу энергии для фронтовых нужд и оборонявшегося города ни в коем случае нельзя.

Под огнем врага повреждения исправлялись. Еще труднее было исправлять линии электропередачи в полосе вражеских обстрелов, немало линейщиков погибло на боевом посту.

А в это время под бомбежками шли с запада на восток эшелоны с энергетическим оборудованием.

Немало оборудования было демонтировано и перевезено на уральские, сибирские и дальневосточные электростанции и подстанции с территорий, занятых врагом.

Но чтобы использовать его, требовалось еще построить электростанции и затем смонтировать агрегаты, а это было непросто.

Кроме того, не хватало паровых котлов.

Для их демонтажа требовалось гораздо больше времени, чем для остального оборудования.

А времени-то в условиях тяжелой войны никто предоставить не мог. В восточных районах и особенно на Урале, куда перебазировались предприятия из западных, занятых врагом районов, возник огромный недостаток электроэнергии. Станки заводов часто устанавливались хоть в сколько-нибудь подходящих зданиях, подводились линии электропитания.

Работа иногда задерживалась — электроэнергии не было. Энергетикам сложнее выполнять свои задачи, чем людям других профессий.

Дни и ночи, без перерыва хотя бы на одну секунду связаны электростанции с потребителями — заводами, фабриками, совхозами и колхозами, многомиллионным населением огромной страны. Любой продукт, кроме электроэнергии, может быть заготовлен впрок и положен на склад — в запас.

А электроэнергии всегда производится не больше и не меньше того количества, что берут потребители в данный момент.

Энергосистема всегда должна быть готова к увеличению или уменьшению потребления электроэнергии и соответствующему изменению нагрузки электростанций.