Стратиграфическое и микропалеонтологическое исследования

В конце мая 1962 г. одна из труб, по которой в затопленный ствол поступала циркуляционная вода, оказалась закупоренной. Полагая, что причиной этого является обмерзание, были предприняты попытки разморозить трубу путем подачи в нее рассола. Результат был отрицательным.

После этого в закупоренную трубу опустили другую трубу меньшего диаметра и установили, что в ней находится песок.

Тогда в кольцевое пространство между погружной крепью и бетонной наружной оболочкой опустили зонд, который остановился на отметке 212 м. Колонна крепи была к этому времени погружена всего на 100 м. Взяв несколько желоночных проб, определили, что в затопленном стволе вода прозрачна только до глубины 115 ж, а ниже с возрастанием глубины в ней все больше увеличивается содержание песка. Стратиграфическое и микропалеонтологическое исследования взятых проб песка не давали оснований для уверенного определения места прорыва плывуна в ствол, так как пересеченные слои пород были более или менее однородными.

Были приняты следующие меры: все три замораживающие установки немедленно включили в работу; в вышедшие из строя замораживающие колонки № 3 и 23 спустили колонны из труб диаметром 108 мм и снова включили в систему замораживания.

После 32-часового перерыва погружение колонны крепи возобновили. К концу июня 1962 г. крепь была погружена до отметки 201 м. Уровень плывуна в стволе поднялся к этому времени (несмотря на уменьшение притока) до отметки 206 м. Общий объем песка в затопленном стволе достиг 3200 м3. Тогда же была начата замена воды, затопляющей ствол, глинистым раствором с удельным весом 1,05 Г/см3. Цель этого мероприятия заключалась в том, чтобы с большим успехом вести откачку плывуна насосами, не дожидаясь полного восстановления ледопородного ограждения.