Земляные работы

Испытания показали, что металлические подножники надежны во всех отношениях. Внедрение их в линейном строительстве явилось первой ступенью перевода его на индустриальные методы.

В 1930-1932 гг. был сделан и другой важный шаг в линейном строительстве — переход на сварку как самих опор, так и подножников к ним. Были созданы хотя и небольшие, но стационарные сварочные мастерские, где готовились и опоры, и подножники.

Индустриализация и механизация линейных работ особенно продвинулась вперед в послевоенные годы, когда перешли на сооружение линий электропередачи на железобетонных опорах.

Железобетонные опоры стали применяться сравнительно давно.

Еще до 1941 г. в Прибалтике строили линии 6-10-20 кВ на железобетонных опорах, со штыревыми изоляторами. А в Грузии железобетонные опоры применялись в начале 1930 г. при электрификации железных дорог как для контактной сети, так и для линий, питающих тягу.

Но большим недостатком железобетонных опор, применявшихся в довоенное время, были их размеры: они не превышали 6 м в длину.

Поэтому для линий 35 кВ и выше нужно было опоры делать составными. А это усложняло производство работ.

Только после того как у нас появились машины для изготовления центрифугированных железобетонных стволов длиной от 19 до 22 м, железобетонные опоры стали применяться очень широко.

В разработке технологии изготовления первых железобетонных опор длиной 19 м активнейшее участие принимали инженеры А. Н. Алексеев, В. О. Новицкий, Н. И. Соколов и И. В. Герасимов.

Когда вспоминаю отдельные случаи из опыта строительства линий электропередачи, перед моим взором встает строительство линии ПО кВ Красная Поляна — Сочи в ущелье р. Мзымта. На этой линии работали бесстрашные люди.

Единственная шоссейная дорога (другого сообщения между Красной Поляной и побережьем Черного моря не было) в районе Мзымтского ущелья была шириной не более 4 м. При встрече две машины, чтобы избежать аварии, должны были разъезжаться «шагом».