Избирательная система

С помощью обещаний, запугивания, полицейского кулака и прямой фальсификации итогов голосования кабинет всегда — подчеркиваем, всегда — добивался большинства, которое печать того времени именовала звучным словом «здробитоаре» («сокрушительное»). До первой мировой войны система фальсификации волеизъявления ни разу не дала осечки. Усилившийся монархизм помещиков и буржуазии привел к предоставлению широких прав короне — князь назначал и смещал министров, утверждал все законы, командовал армией, имел право распускать парламент.

Избирательная система по конституции 1866 г. хоронила провозглашенное в том же акте равноправие граждан. Избиратели при выборах в палату депутатов были разбиты на четыре коллегии.

В первую, где наименьшее число избирателей посылало наибольшее число депутатов, входили лишь помещики.

Вторую и третью составляла городская буржуазия.

Четвертая, «рабоче-крестьянская», располагала несколькими депутатскими местами. Выборы в пей были двухстепенными.

Усилиями властей, однако, и один представитель «низов» не переступил порога парламента вплоть до первой мировой войны. Над нижней палатой в качестве своего рода надсмотрщика сенат.

Правом голоса на выборах в верхнюю палату очень состоятельные люди, и это создавало гарантию от «эксцессов» палаты. Надо, впрочем, отдать «должное» последней: никогда она не проявляла «излишеств» в социальном плане.

В 1866 г. в полное нарушение конституции был принят «Закон о сельскохозяйственных договорах и их исполнении», по которому крестьянин мог арендовать землю только у «своего» помещика и только к нему же наниматься на работу.

В случае нарушения взятых на себя обязательств землевладелец мог заставить его работать с помощью сельского старосты и стражников.

Но и этого оказалось мало, чтобы обезопасить бывших бояр от «неповиновения».