Неграмотные граждане

Критическая ее часть должна была способствовать популярности автора, который писал о несовместимости латифундистской системы и подъема земледелия, о вопиющей несправедливости избирательного закона. Михалаке считал, что «нельзя ожидать крупной крестьянской реформы ни от партийных бояр, ни от боярских партий», и требовал «поднять к жизни миллионное крестьянство». Однако, вступая в область конкретного, он терял весь свой пыл. Михалаке предлагал ограничить поместья 2 тыс. га (для сравнения скажем, что состоявший в консервативной партии теоретик-аграрник Константин Гарофлид считал пределом разумного размера имения для ведения рационального хозяйства 500 га). Ничего «сокрушительного» не представляли и политические идеи Михалаке: он выдвигал предложение, чтобы 10 неграмотных граждан (понимай — крестьян) выставляли одного выборщика в парламент.

Это и являлось, по терминологии Михалаке, «классовой борьбой», имевшей целью «установление национального равновесия между классами», а на самом деле — учет интересов деревенской верхушки. Усилия либералов половинчатыми реформами сломить хребет рабочему движению успехом не увенчались.

Мировая война застала его на подъеме.

Первомай 1914 г. прошел под лозунгами: «Долой монархию!

», «Да здравствует всеобщее избирательное право!

», «Да здравствует всеобщая забастовка!». На съезде СДПР прошло предложение о конфискации всех имений площадью свыше 100 га. Правда, далее вопрос рассматривался в направлении неприемлемом для крестьян: образовавшийся государственный фонд должен был сдаваться в аренду, в том числе и мелкими участками.

Румынская деревня, поколениями боровшаяся за предоставление земли в собственность, связывала со словом «аренда» самую лютую эксплуатацию.

За семь первых месяцев 1914 г. произошло 55 стачек, в числе которых было несколько крупных (на деревообрабатывающем предприятии «Гётц» в Галаце, печатников типографии «Гёбл» и особенно работников трамвая в Бухаресте).