Реальные надежды

Дискриминационная политика венгерских властей в отношении румын Трансильвании вызвала протест в Румынском королевстве. Но правящий Бухарест к «страданиям братьев за Карпатами» относился с холодным расчетом, используя естественную солидарность румынской общественности с трансильванцами тогда, когда это входило в его политические замыслы, и пренебрегая ею в прочих случаях. Договор с Австро-Венгрией неоднократно продлевался.

Однако постепенно наступало разочарование союзом. Год шел за годом, а вожделения, как говорил Бисмарк, оставались вожделениями и шансы на их претворение в жизнь уменьшались.

В противовес германо-австрийской группировки в 90-е годы образовался русско-французский альянс.

Прежняя гегемония Тройственного союза на континенте сменилась приблизительным равновесием сил. Чтобы удержать королевскую Румынию в орбите своего влияния, Берлину и Вене приходилось давать более определенные обещания; в австро-румынской военной конвенции 1900 г. Бессарабия уже прямо фигурировала в качестве объекта притязаний буржуазно-помещичьей олигархии.

Поскольку реальных надежд на захват Бессарабии тогда не существовало, румынские правители устремили свои взоры в другом направлении, на юг, вынашивая планы «укрепления» своих позиций за счет Болгарии. «Как король Кароль I, так и Д. А. Стурдза, а позднее Г. Гр. Кантакузнно и генерал Якоб Лаховарди открыто заявляли полномочным министрам Австро-Венгрии и Германии, что не останутся безразличными в случае изменения территориального статус-кво к югу от Дуная, пытаясь заручиться поддержкой или по меньшей мере согласием Центральных держав» (т. е. Германии и Австро-Венгрии),-отмечали румынские историки Г. Кэзан и Ш. Радулеску-Зонер.

Но Берлин и Вена не думали делать ставку на Балканах на одну Румынию.

Аннексия Боснии и Герцеговины монархией в 1908 г. вызвала крайнее обострение ее отношений с Сербией. В качестве противовеса, по правилам империалистической игры на противоречиях, следовало использовать болгарских правителей, и румынские территориальные претензии к Болгарии оказались «несвоевременными».