Силы королевской Румынии

Ни предупреждения, ни протесты не подействовали на румынскую реакцию. Новый, 1918 г. она начала с открытого вторжения в Бессарабию и явного посягательства на установленную там власть Советов.

Делалось это с санкции и одобрения обеих находившихся в войне группировок, Антанты и Тройственного союза. Для Антанты агрессия королевской Румынии служила звеном в заговоре против Советской России, который плели в Лондоне, Париже и Вашингтоне.

Австро-германский блок мечтал достичь сразу две цели: с одной стороны, нанести удар.

Советской власти силами королевской Румынии, а с другой — поставить последнюю на колени на переговорах о мире. Действительно, целая румынская армия — четыре дивизии полного состава — проводила карательные операции в Бессарабии.

«Наши бои с максималистами, сообщал И. К. Брэтиану посланнику в Париже В. Антонеску, делают для армии невозможным сопротивляться немецкому наступлению». 23 января (5 февраля) 1918 г. германский фельдмаршал А. Макензен в ультимативной форме потребовал начать мирные переговоры.

Предвидя это, Брэтиану заранее попытался заручиться согласием Антанты на выход Румынии из войны.

Дипломаты Антанты отвергли его просьбу, и лидер румынских либералов, не желая брать на себя ответственность за подписание тяжелых условий мира, подал в отставку. Новый кабинет сформировал генерал А. Авереску.

Немцы давали понять, что предоставят румынской олигархии свободу рук в Бессарабии.

«Русская анархия, заявил представитель их военной администрации, привела к созданию своего рода братства. Вы боретесь против большевиков в Бессарабии; мы вступили на Украину с той же целью».

Еще откровеннее изъяснялся министр иностранных дел Германии Р. Кюльман: «Вам достаточно расстрелять каждого десятого и восстановить порядок» (в Бессарабии).

20 февраля (5 марта) 1918 г. в Буфте, недалеко от Бухареста, был подписан прелиминарный мирный договор, очень тяжелый для Румынии. Последняя отказывалась от Добруджи, не только Южной, болгарской, но и Северной; при этом ей обеспечивалась свобода торговли через порт Констанцу.