Революция в Кыргызстане: почему мальчик для битья или «секретарь компартии» должен уйти

Победа революции в Кыргызстане не решает проблему несовершенства политического устройства в этом среднеазиатском государстве, где президент ни за что не отвечает, а все шишки валятся на премьера.

По его словам, перевыборами и отставкой действующего главы государства изменения не ограничатся, ведь оппозиция намерена снова изменить Конституцию – чтобы сделать политическую ситуацию в стране более стабильной и управляемой.

По его словам, наиболее вероятны следующие изменения: переход от партийной системы выборов к мажоритарной или смешанной (такие системы уже апробировались в Кыргызстане в недавнем прошлом) и ликвидация должности президента или премьера.

«Подавляющее большинство людей «наелось» пропорциональной системой, которая была введена в 2010 году. Места в партийных списках продаются – место стоит 300-380 тысяч долларов. В парламент идут за неприкосновенностью и защитой собственности. На этих выборах в депутаты пошли 222 бывших преступника, которые были осуждены, и 55 находящихся под следствием. А человек, у которого нет денег, не может реализовать свое право быть избранным», – отмечает Какчекеев.

Говоря о ликвидации должности главы государства или правительства, политолог заметил:

«Этот вопрос неоднократно обсуждался на политическом и научном уровне. Нам не нравится двойственность власти. Во-первых, президент (сейчас это Сооронбай Жээнбеков. – Ред.) у нас принял полномочия секретаря компартии: ни за что не отвечает, только дает указания. А мальчиком для биться остается премьер (ушедший в оставку Кубатбек Боронов. – Ред.). Во-вторых, действительно эти сложности и трения: север – юг, восток – запад… Потому решили: или оставляем фигуру президента, но убираем премьера, как в США, или же, как в Израиле, ликвидируем пост президента, но оставляем должность премьера. Должно быть единоначалие исполнительной власти».