Бахчисарайский дворец

ИСТОРИЯ ДВОРЦА

ИСТОРИЯ ГОРОДА 

Предыстория

ЭПОХА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Возникновение ханства

Основание Бахчисарая

- История Дворца
  ВИДЫ ДВОРЦА

- Схема Дворца

- Главные объекты

КРЫМСКИЕ ХАНЫ
- Род Гераев
- Список имён
- Хронология
МУЗЕЙ ВО ДВОРЦЕ
- Заповедник

- Контакты

- Режим работы

Страница автора.
Книги о Крымском ханстве

 

БАХЧИСАРАЙСКИЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК

Бахчисарай - Ханский Дворец

музейный веб-сайт

  ЭПОХА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

(первая половина 13 века - середина 15 века)

Установление в Крыму власти Золотой Орды (1239)

 

Восточные ворота Кырк-Ера

В первой половине 13 в. произошло важное событие, которое во многом определило дальнейшую историю Крыма. В 1223 г. против кипчакских ханств Северного Причерноморья выступила армия Джучи, сына Чингиз-хана. Тогда же произошел первый поход монголов на Крым. Он повторился в 1239 г. На этот раз кипчаки были побеждены окончательно, а Крым перешел под контроль новой администрации. Вместе с немногочисленными монгольскими командирами на полуостров прибыли массы покоренных монголами тюрок, близких по языку и культуре проживавшим в Крыму кипчакам. Часть крымских кипчаков ушла в горы, пополнив тамошнее население, а часть ассимилировалась с новоприбывшими: так продолжился давний процесс формирования местного крымского тюркоязычного этноса – крымских татар. 

При ближайших преемниках Джучи Крым стал улусом (провинцией) Золотой Орды. Центром владений Золотоордынской империи в Крыму был г. Солхат (Кырым, нынешний Старый Крым), лежащий в восточной части полуострова. Там была устроена резиденция крымских наместников золотоордынских ханов. Золотоордынская эпоха, которую принято считать "темным веком" восточнославянских княжеств, для Крыма была, напротив, временем расцвета: на огромных просторах "ничейных" до сей поры евразийских степей установился порядок, и через Крым пролегли безопасные торговые пути, связывавшие Запад и Восток. После принятия ордынскими ханами мусульманства Крым приобщился к богатой цивилизации Ислама и это обусловило культурный подъем в стране. 

Долина реки Чурук-Су в ордынскую эпоху
Крепость Кырк-Ер

Мавзолей Джаныке-ханым, дочери ордынского хана Тохтамыша в Кырк-Ере

Что касается Юго-Западного Крыма, то сведений о каких-либо завоевательных операциях монгольских войск в этом регионе нет. Тем не менее, кипчакское верховенство над аланской крепостью Кырк-Ер также сменилось ордынским. Страна Малых Алан вошла в состав бейлика (удела) знатного рода Яшлау.

 Пока что сложно выяснить, каков в точности был статус крепости Кырк-Ер в первые десятилетия после ее перехода под контроль ордынской администрации. Столицей новосозданного бейлика крепость однозначно не стала: резиденция Яшлавских беев была устроена в предгорных лесах вдали от Кырк-Ера. 

Постепенно бывшее родовое гнездо аланских князей стало приобретать черты ордынского города. Уже в 13 веке в долине у подножия крепости появилась первая мечеть, а с середины 14 в. мечеть с мусульманским кварталом существовала и в пределах самой крепости. Здесь же должна была располагаться и резиденция ордынского наместника Кырк-Ера - однако ее следов не сохранилось (впрочем, местные предания упорно говорили о некоем дворце, построенном в низине будто бы самим Джучи). До наших дней дошло имя лишь одного наместника Кырк-Ера: Хаджи-бека, который в 1363 г. вместе с наместником Кырыма Кутлу-Бугой и князем Мангупа Димитрием неудачно сражался с великим литовским князем Ольгердом, пытавшимся вывести из-под ордынского верховенства Украину.

Кырк-Ер в этот период не раз являлся ареной бурных событий политической жизни: так, в 1299 г. он был сожжен эмиром Ногаем, воевавшим с неугодными ему ханами; здесь порой находили убежище участники внутриордынской борьбы за престол.

Население Кырк-Ера в этническом и конфессиональном отношении было весьма неоднородным: наряду с мусульманами здесь проживали караимы (потомки доордынского тюркского населения Крыма), а также христиане греческого (в эту категорию входили огреченные потомки местных алан) и армянского закона.

Селение Эски-Юрт

 

Эски-Юрт

Фонтан в Эски-Юрте

На заднем плане - дюрбе Мехмеда II Герая

фото начала 20 в.

На землях бейлика Яшлау, в широкой долине между горными грядами (ныне район ж/д станции Бахчисарай) выросло поселение городского типа. Оно стояло на древнем торговом пути, который шел от морских портов в степную часть полуострова. Можно полагать, что это был небольшой торговый город,  во многом схожий со столичным Кырымом, который тоже раскинулся на старой караванной дороге в предгорьях. Позже, во времена Крымского ханства это поселение называлось Эски-Юрт ( старое сельбище ). Как предполагали исследователи, в ордынскую эпоху этот город именовался Кырк - по названию одного из тюркских племен. (Крепость Кырк-Ер, таким образом, рассматривали как укрепленную цитадель города Кырка). 

Об экономическом значении Кырка сведений крайне мало, однако его с уверенностью можно считать духовно-культурным центром региона. Здесь находилось одно из самых крупных и самых древних в Крыму мусульманских кладбищ. Верующие считали, что на нем покоился сподвижник Пророка Мухаммеда Мелик-Аштер. На этом же кладбище были похоронены трое крымских ханов 16 века (Мехмед II Герай, его сын Саадет II Герай и внук Мехмед III Герай) с другими представителями ханского семейства.

Эски-Юрт сохранял свое значение культового центра на протяжении столетий. После образования Крымского ханства город на торговом пути угас и обезлюдел (жители переселялись в новопостроенный Бахчисарай), однако вплоть до начала 20 в. являлся особо почитаемым местом, где располагался целый культовый комплекс, в который входили мечеть, текие дервишей (молельня членов богословских мистических обществ), четыре мавзолея- дюрбе (все они сохранились до наших дней) и азисы (погребения святых людей).

Предлагаем вашему вниманию специальный веб-проект Олексы Гайворонского www.eskiyurt.org.ua об Эски-Юрте - древнем предшественнике Бахчисарая.

ДАЛЕЕ>>

© Б.Д.І.К.З. 2004
Тексти © Олекса Гайворонський, 2004
Самая свежая информация природа лето фото на сайте.