Исчерпывающе: что принесет Украине новое избирательное законодательство

Изменение избирательной системы — вопрос номер один повестки дня депутатов на 2018 год. Так, по крайней мере, считают активисты и европейские партнеры. Но депутаты Верховной Рады имеют совершенно противоположное мнение… Закон об изменении избирательной системы из существующей смешанной на пропорциональную с открытыми списками уже принят за основу.

До его окончательного принятия нас ожидают долгие дебаты. Отдельные силы не заинтересованы в изменениях, ведь со старой системой все понятно и «сценарии побед» «обкатанные». Что нового принесет избирательная система с открытыми списками? Уменьшится ли коррупция во время выборов? Об этом в эксклюзивном интервью EtCetera рассказал заместитель председателя ЦИК Андрей Магера.
ОБ ИЗМЕНЕНИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
На первый взгляд, выбор политической системы — это вопрос политической целесообразности. Если раньше мы могли менять избирательную систему по политическим соображениям, то после аннексии Крыма и оккупации Россией территорий Донбасса это стало вопросом национальной безопасности. Почему? Потому что существующая система не может обеспечить избрание полного конституционного состава Верховной Рады в количестве 450 депутатов. Это означает, что парламент будет с большими трудностями формировать коалицию, ведь коалиция формируется большинством от конституционного, а не фактического состава парламента. Эти нюансы важны и ими нельзя пренебречь. Поэтому вопрос перехода к пропорциональной избирательной системе является вопросом неотложным. Такая избирательная система может быть закрытого, открытого, полуоткрытого типа — это не имеет значения. Важно, что только пропорциональная избирательная система дает возможность выбрать полный конституционный состав Верховной Рады.
О ПОЛИТИКАХ «ЛУЧШЕГО КАЧЕСТВА»
Если бы мы не жили в обществе с высоким уровнем коррупции, я бы тогда говорил, что наиболее благоприятное изменение избирательной системы для налаживания качественных «социальных лифтов» — это мажоритарная система, когда любой самовыдвиженец может прийти в парламент и существенно обновить его состав. Но, учитывая то, что мажоритарка имеет высокий риск «корупционогенности», такая система в Украине является злом. Качественной альтернативой этому является пропорциональная система с открытыми списками, в частности, предложенная в принятом за основу проекте Избирательного кодекса. Это даст возможность избирателям голосовать не только за кандидатов от отдельно взятой партии, но и предоставлять преференции определенному кандидату из избирательного списка. В такой системе парламент будет иметь больше доверия общества.
О ПРОТИВНИКАХ И СОПРОТИВЛЕНИИ
Не будет секретом, что в парламенте есть много противников изменению избирательной системы. Это часть депутатов-мажоритарщиков и часть списочников. Им комфортна существующая избирательная система. Она понятна, и им известно, как в ней побеждать. Но проголосуют ли за изменение? Для этого нужна заинтересованность общества, а она есть. Согласно данным Центра Разумкова, поддержка общества составляет 35%. Кроме того, сказывается международное давление: есть две резолюции ПАСЕ, в которых говорится о необходимости принятия избирательной системы с открытыми списками.
О КОРРУПЦИИ
Не стоит думать, что новая избирательная система вообще нивелирует коррупцию. Она, возможно, останется, правда, уже не в таких масштабах, как сейчас. Коррупционные возможности сохранятся, но они не будут определяющими.
О ПРЕИМУЩЕСТВАХ ОТКРЫТЫХ СПИСКОВ И НЮАНСАХ
Пропорциональная система предполагает, что каждый кандидат в депутаты будет прикреплен как к общегосударственному списку, так и к региональному. Этот региональный список предполагает не только голосование избирателей за партию в целом, но и предпочтение кому-то из кандидатов партии в списке.
Это означает, что перед тем как партия будет включать кого-то в региональный список, она будет думать, принесет ли он голоса, или наоборот — будет голоса отбирать. То есть будут оценивать не только положительный рейтинг кандидата, но и его антирейтинг.
Второй нюанс заключается в том, что партии, выдвигая кандидатов, будут иметь монополию на формирование своего избирательного фонда. Проще говоря, отдельно взятые депутаты не смогут формировать свой избирательный фонд и финансировать расходы на предвыборную кампанию. Фактически, кандидат в списке является конкурентом своих сопартийцев. Это означает, что даже если в списке будет какой-то олигарх, он не сможет быть в привилегированном положении относительно других кандидатов.